Как
взаимосвязаны физическое и интеллектуальное развитие детей? Далеко не
все знают, как двигательная активность влияет на интеллект ребенка. К тому же,
школа, где проходит больщая часть обучения ребенка, не поощряет физическую
активность детей: «сиди смирно!», «Не крутись на уроке!» - подобные замечания
ученики часто слышат от учителей. Если бы движение было так важно для
интеллектуального обучения, неужели бы школы его игнорировали?
Между тем многими исследователями установлено, что в результате
двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются
психические прочесы, улучшается функциональное состояние центральной нервной
системы, повышается умственная работоспособность человека.
Однако, ориентируясь на исследования последних лет, нами обнаружено, что
двигательная активность с поступлением детей в школу резко падает. По одним
данным на 50%, а по другим – почти 90%. Ребенок «играющий» резко превращается в
ребенка «сидячего». Два часа в неделю, отводимые для занятий физической
культурой, не восполняют потребности в движении у учащихся, что, в свою
очередь, отрицательно сказывается как на их органической жизни, так и на
протекании психических процессов.
Доказательством сказанного могут служить выводы С. Н. Труфановой, которая
отмечает, что «… движение – это путь не только к здоровью, но и к интеллекту».
Имеются данные о том, систематически высокая двигательная активность в
режиме учебного дня учащихся, непосредственно повышая функциональную
деятельность мышечного аппарата, положительно сказывается на их психической
сфере, что научно подтверждает эффективность направленного воздействия через
двигательную систему на центральный нервный аппарат и его умственные функции.
Вместе с тем, оптимальное использование двигательной активности учащихся, росту
уровня умственной работоспособности в учебном году.
Большой ошибкой будет считать, что тело и ум –
отдельные, обособленные сущности. Правда, напротив, состоит в том, что
отдельные сферы развития ребенка – физическая, социальная, эмоциональная и интеллектуальная – не развиваются обособленно
друг от друга. Развитие чего – то одного оказывает влияние на все сферы в
комплексе.
Исследования
показывают, что движение – наиболее предпочитаемая детьми форма обучения.
Например. Такие пространственные понятия как высоко – низко, далеко – близко,
лево – право и т. д. дети лучше усваивают, совершая соответствующие действия:
высоко подпрыгнуть, низко наклониться;
далеко бросить мячик и т. д.
Эйнштейн в свое время
сказал, что «обучение – это экспериментирование, все остальное – просто
информация». Также можно привести высказывание Конфуция: «Что я слышал – забыл.
Что я увидел – я помню. Что я сделал – я
знаю».
Современные же модели
обучения и воспитания не обеспечивают целостного, интегративного воздействия на
личность с целью ее гармоничного развития. Физическое и интеллектуальное
развитие детей осуществляется локально, не сопрягаясь в достаточной степени
между собой при воздействии на психоэмоциональную, духовную и интеллектуальную
сферы детей.
Рекомендации родителям:
- Побуждайте
ребенка –школьника при выполнении домашней работы устраивать короткие перемены
– физкультинутки. Разучите с ним, если он не знает, несложные упражнения,
подбери веселую, энергичную музыку.
- Занимаясь
с дошкольником, не требуйте от него, чтобы он неподвижно сидел во время ваших
занятий, разрешите ему свободно двигаться, как он пожелает.
- Ребенок должен регулярно заниматься спортом. Наиболее
предпочтительной является физическая активность на свежем воздухе.
- Занимаясь
с ребенком – дошкольником старайтесь, чтобы ваши занятия носили как можно более
практический , а не теоретический характер. Например, изучая математику,
используйте настоящие предметы, сравнивайте их, пересчитывайте, взвешивайте с
помощью весов. Проводите с ребенком физические и химические опыты. Наблюдайте
за насекомыми, животными и птицами в естественных природных условиях. Пусть
ребенок на ваших домашних занятиях выступает в роли активного исследователя и
экспериментатора вместо того, чтобы пассивно заучивать полученную от вас
информацию.
Источник: http://физическая культура, двигательная активность, интеллект, рекомендации родителям |